Результаты работы по выявлению автотранспортных средств, разыскиваемых Интерполом              

             Филиалом НЦБ Интерпола РФ в Краснодарском крае проведен анализ результатов работы по выявлению автотранспортных средств, разыскиваемых по каналам Интерпола.

За последние пять лет отмечается снижение количества обнаруженных автомобилей. Данная тенденция наблюдается не только в Краснодарском крае, но и во всех регионах России. На наш взгляд, на сложившуюся ситуацию повлияли как положительные, так и отрицательные факторы.

В 1996-1997 годах при Генеральном секретариате МОУП-Интерпола был создан международный банк данных похищенного автотранспорта. После чего каждой страной-членом Интерпола проводились одномоментные передачи сведений о похищенных за последние годы автотранспортных средствах. В результате в 1998 году произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств, разыскиваемых по каналам Интерпола и поставленных на централизованный учет ГИЦ МВД России. Поэтому на тот период времени значительно активизировался розыск автомобилей, похищенных за рубежом, и соответственно возросли и результаты работы правоохранительных органов на этом направлении деятельности.

В 2003-2004 годах по инициативе ГУУР и ГУСБ СКМ МВД России практически на всей территории России были организованы и проведены широкомасштабные операции с привлечением представителей ГУБОП СКМ и ГУГИБДД СОБ МВД России. Кроме того, в регионах периодически проводились как общероссийские, так и региональные целевые специальные операции: "Автомобиль", "Паутина", "Трасса", "Гараж" и т.п.

Нашим Филиалом также проводятся проверки обстоятельств приобретения, ввоза, регистрации и перерегистрации автомобилей, разыскиваемых по каналам Интерпола. В результате этого систематически выявляются факты постановки на учет транспортных средств по поддельным документам без проведения каких-либо проверок, их дальнейшая перерегистрация с выдачей нескольких дубликатов ПТС, а также постановки ТС на учет на имя лиц, которые даже не подозревают о том, что числятся владельцами разыскиваемых автомобилей.

Как известно, все это дало некоторые положительные результаты по выявлению похищенного транспорта, угонщиков и лиц, способствующих совершению такого специфического вида преступлений, а главное - оказало профилактическое действие в данном направлении деятельности.

Риск и, следовательно, стоимость услуг коррумпированных представителей правоохранительных органов резко выросли, а значит, снизилась и рентабельность международного криминального автобизнеса как в Краснодарском крае, так и в целом по стране.

В то же время отрицательными причинами снижения количества фактов выявления автотранспорта, разыскиваемого по каналам Интерпола в Краснодарском крае, послужили сокращение вдвое ряда КПМ на автодорогах, имеющих особое значение в летний сезон и занимавших непоследнее место в выявлении разыскиваемых автомобилей. Недостаточная эффективность работы подразделений, занимающиеся борьбой с преступлениями, связанными с незаконным оборотом автотранспортных средств. На ситуацию также оказывает влияние и отсутствие надлежащего контроля за выполнением действующих норм по регистрации АМТС, разнообразие практики регистрации и неэффективная проверка автотранспортных средств и документов на них, а иногда и ее полное отсутствие.

Ведется недостаточная работа по установлению предыдущих владельцев, обстоятельств приобретения транспортного средства, ввоза на территорию России, регистрации и перерегистрации, наличия криминальной информации в отношении фактического и предыдущих владельцев.

На снижение количества обнаружений также оказывают влияние задержки при обмене данными об обстоятельствах хищения и предмете преступного посягательства. Дополнительные трудности возникают при идентификации автотранспорта в случае внесения недостоверных, ошибочных данных о разыскиваемом автомобиле в базу данных ГИЦ МВД РФ, а также сбои в работе базы данных. Несомненно, большим минусом является отсутствие единой базы зарегистрированного в России автотранспорта.

Отрицательное влияние в профилактическом плане оказывают недостатки в работе судебных органов, выносящих необоснованные решения о прекращении международного розыска, выходя за пределы своей компетенции. Различные несоответствия и недостатки законодательства, особенно в части, касающейся добросовестного владения.

Так в 2002-2003 годах было аннулировано большое количество регистраций разыскиваемых автомобилей, в результате обжалования необоснованных судебных решений, которыми признавалась добропорядочность приобретателя разыскиваемого автомобиля без проведения какой-либо проверки правоохранительных органов и предусматривалась обязанность органов ГИБДД зарегистрировать транспортные средства, в т.ч. без уплаты таможенных пошлин, и выдать на них регистрационные и иные документы.

Практически свернута работа по выявлению разыскиваемых АМТС в таможенных и пограничных органах.

Все это наряду с укреплением экономики государства и ростом доходов населения, появлением на рынке большого количества автосалонов, занимающихся поставками автомобилей в кредит и под заказ из-за рубежа и уделяющих особое внимание своей репутации, стремительное развитие в качественном отношении парка используемых в России автомобилей и его насыщение недорогими подержанными транспортными средствами, в т.ч. с "темным прошлым", а также увеличением числа автомобилей, угнанных в Европе, привело, на наш взгляд, к частичному перемещению международного криминального автобизнеса в страны с более благоприятными для этого условиями.

Однако возможно изменение качественной составляющей в отрицательную сторону. В ближайшее время число неприятных сюрпризов, преподнесенных российским автовладельцам, может резко увеличиться.

Сейчас странами, лидирующими по количеству угоняемых автомобилей, остаются по прежнему Германия, Чехия, Польша, Югославия, в последнее время к ним присоединилась Италия.

Анализ частных случаев обнаружения разыскиваемых транспортных средств и результатов проверок, проведенных по данным фактам, показывает, что на территории края в настоящее время действуют несколько преступных группировок, специализирующихся на криминальном автобизнесе и использующих различные схемы и каналы поставки похищенного транспорта и его легализации.

Наиболее яркими из них являются "ингушская" схема, использующая коррумпированных сотрудников правоохранительных органов Ингушетии (код региона 06), Чечни (код региона 20, 95) и других республик Северного Кавказа для первоначальной постановки автомобилей на учет на подставных лиц, изготовления поддельных и подложных паспортов ТС. Далее автомобиль поступает для регистрации в Краснодарский край. На него выдается дубликат ПТС (такая процедура может проходить неоднократно). И транспортное средство убывает для продажи на территории края или другой регион, например в Ростовскую область или Ставропольский край г. Пятигорск. Подобная схема используется в Республике Адыгея (код региона 01) и в Московском регионе (код 77, 99, 50 , 90).

Иначе действует "югославская" схема. Выходцы из Сербской Республики, чаще уроженцы и жители г. Шабац, "временно" ввозят автомобиль на территорию России и реализуют его, получив половину оговоренной стоимости. И после с обещанием последующего оформления документов бесследно исчезают.

При покупке импортного АМТС можно столкнуться с такой ситуацией, когда зарубежный владелец или арендатор автомобиля продаст транспортное средство и затем заявит в правоохранительные органы об угоне с последующим получением страховой компенсации. Автомобиль же за время, когда информация о розыске поступит в территориальные органы внутренних дел России, может не только пройти все необходимые процедуры оформления, но и сменить несколько владельцев. Естественно, какая-то часть случаев страхового мошенничества вскрывается и виновный несет ответственность, автомобиль же исключается из числа разыскиваемых. Однако подобные случаи в последнее время стали встречаться намного реже.

Россия, один из самых емких рынков сбыта похищенных за рубежом автомашин. Криминальным автобизнесом занимаются в основном организованные преступные группировки, имеющие широкие международные связи и связи с коррумпированными чиновниками, налаженную систему легализации и сбыта, которые заботятся о недоказуемости своих деяний. Когда же дело доходит до обнаружения разыскиваемого автомобиля, страдают простые покупатели, которых устроила приемлемая цена товара.

Необходимо отметить, что в последнее время налаживается практика выдачи разыскиваемого транспорта зарубежным владельцам через Генеральную прокуратуру РФ(сейчас здесь лидирует Чехия). Поэтому гражданам, ставшим владельцами иномарок, особенно недавно прибывших из-за рубежа, надо быть готовыми к неприятностям и хотя бы знать, каких случаев стоит остерегаться.

Коллектив Краснодарского филиала НЦБ Интерпола РФ продолжит информировать Вас о новостях и тенденциях по линии борьбы с преступлениями в сфере автотранспорта.

Приглашаем Вас к обсуждению этой темы на нашем форуме.

 
 

       

 

Hosted by uCoz