Результаты работы по выявлению
автотранспортных средств, разыскиваемых Интерполом
Филиалом НЦБ Интерпола РФ в Краснодарском крае
проведен анализ результатов работы по выявлению автотранспортных
средств, разыскиваемых по каналам Интерпола.
За последние пять лет отмечается снижение
количества обнаруженных автомобилей. Данная тенденция
наблюдается не только в Краснодарском крае, но и во всех
регионах России. На наш взгляд, на сложившуюся ситуацию повлияли
как положительные, так и отрицательные факторы.
В 1996-1997 годах при Генеральном секретариате
МОУП-Интерпола был создан международный банк данных похищенного
автотранспорта. После чего каждой страной-членом Интерпола
проводились одномоментные передачи сведений о похищенных за
последние годы автотранспортных средствах. В результате в 1998
году произошло резкое увеличение количества автотранспортных
средств, разыскиваемых по каналам Интерпола и поставленных на
централизованный учет ГИЦ МВД России. Поэтому на тот период
времени значительно активизировался розыск автомобилей,
похищенных за рубежом, и соответственно возросли и результаты
работы правоохранительных органов на этом направлении
деятельности.
В 2003-2004 годах по инициативе ГУУР и ГУСБ СКМ
МВД России практически на всей территории России были
организованы и проведены широкомасштабные операции с
привлечением представителей ГУБОП СКМ и ГУГИБДД СОБ МВД России.
Кроме того, в регионах периодически проводились как
общероссийские, так и региональные целевые специальные операции:
"Автомобиль", "Паутина", "Трасса", "Гараж" и т.п.
Нашим Филиалом также проводятся проверки
обстоятельств приобретения, ввоза, регистрации и перерегистрации
автомобилей, разыскиваемых по каналам Интерпола. В результате
этого систематически выявляются факты постановки на учет
транспортных средств по поддельным документам без проведения
каких-либо проверок, их дальнейшая перерегистрация с выдачей
нескольких дубликатов ПТС, а также постановки ТС на учет на имя
лиц, которые даже не подозревают о том, что числятся владельцами
разыскиваемых автомобилей.
Как известно, все это дало некоторые
положительные результаты по выявлению похищенного транспорта,
угонщиков и лиц, способствующих совершению такого специфического
вида преступлений, а главное - оказало профилактическое действие
в данном направлении деятельности.
Риск и, следовательно, стоимость услуг
коррумпированных представителей правоохранительных органов резко
выросли, а значит, снизилась и рентабельность международного
криминального автобизнеса как в Краснодарском крае, так и в
целом по стране.
В то же время отрицательными причинами снижения
количества фактов выявления автотранспорта, разыскиваемого по
каналам Интерпола в Краснодарском крае, послужили сокращение
вдвое ряда КПМ на автодорогах, имеющих особое значение в летний
сезон и занимавших непоследнее место в выявлении разыскиваемых
автомобилей. Недостаточная эффективность работы подразделений,
занимающиеся борьбой с преступлениями, связанными с незаконным
оборотом автотранспортных средств. На ситуацию также оказывает
влияние и отсутствие надлежащего контроля за выполнением
действующих норм по регистрации АМТС, разнообразие практики
регистрации и неэффективная проверка автотранспортных средств и
документов на них, а иногда и ее полное отсутствие.
Ведется недостаточная работа по установлению
предыдущих владельцев, обстоятельств приобретения транспортного
средства, ввоза на территорию России, регистрации и
перерегистрации, наличия криминальной информации в отношении
фактического и предыдущих владельцев.
На снижение количества обнаружений также
оказывают влияние задержки при обмене данными об обстоятельствах
хищения и предмете преступного посягательства. Дополнительные
трудности возникают при идентификации автотранспорта в случае
внесения недостоверных, ошибочных данных о разыскиваемом
автомобиле в базу данных ГИЦ МВД РФ, а также сбои в работе базы
данных. Несомненно, большим минусом является отсутствие единой
базы зарегистрированного в России автотранспорта.
Отрицательное влияние в профилактическом плане
оказывают недостатки в работе судебных органов, выносящих
необоснованные решения о прекращении международного розыска,
выходя за пределы своей компетенции. Различные несоответствия и
недостатки законодательства, особенно в части, касающейся
добросовестного владения.
Так в 2002-2003 годах было аннулировано большое
количество регистраций разыскиваемых автомобилей, в результате
обжалования необоснованных судебных решений, которыми
признавалась добропорядочность приобретателя разыскиваемого
автомобиля без проведения какой-либо проверки правоохранительных
органов и предусматривалась обязанность органов ГИБДД
зарегистрировать транспортные средства, в т.ч. без уплаты
таможенных пошлин, и выдать на них регистрационные и иные
документы.
Практически свернута работа по выявлению
разыскиваемых АМТС в таможенных и пограничных органах.
Все это наряду с укреплением экономики
государства и ростом доходов населения, появлением на рынке
большого количества автосалонов, занимающихся поставками
автомобилей в кредит и под заказ из-за рубежа и уделяющих особое
внимание своей репутации, стремительное развитие в качественном
отношении парка используемых в России автомобилей и его
насыщение недорогими подержанными транспортными средствами, в
т.ч. с "темным прошлым", а также увеличением числа автомобилей,
угнанных в Европе, привело, на наш взгляд, к частичному
перемещению международного криминального автобизнеса в страны с
более благоприятными для этого условиями.
Однако возможно изменение качественной
составляющей в отрицательную сторону. В ближайшее время число
неприятных сюрпризов, преподнесенных российским автовладельцам,
может резко увеличиться.
Сейчас странами, лидирующими по количеству
угоняемых автомобилей, остаются по прежнему Германия, Чехия,
Польша, Югославия, в последнее время к ним присоединилась
Италия.
Анализ частных случаев обнаружения разыскиваемых
транспортных средств и результатов проверок, проведенных по
данным фактам, показывает, что на территории края в настоящее
время действуют несколько преступных группировок,
специализирующихся на криминальном автобизнесе и использующих
различные схемы и каналы поставки похищенного транспорта и его
легализации.
Наиболее яркими из них являются "ингушская"
схема, использующая коррумпированных сотрудников
правоохранительных органов Ингушетии (код региона 06), Чечни
(код региона 20, 95) и других республик Северного Кавказа для
первоначальной постановки автомобилей на учет на подставных лиц,
изготовления поддельных и подложных паспортов ТС. Далее
автомобиль поступает для регистрации в Краснодарский край. На
него выдается дубликат ПТС (такая процедура может проходить
неоднократно). И транспортное средство убывает для продажи на
территории края или другой регион, например в Ростовскую область
или Ставропольский край г. Пятигорск. Подобная схема
используется в Республике Адыгея (код региона 01) и в Московском
регионе (код 77, 99, 50 , 90).
Иначе действует "югославская" схема. Выходцы из
Сербской Республики, чаще уроженцы и жители г. Шабац, "временно"
ввозят автомобиль на территорию России и реализуют его, получив
половину оговоренной стоимости. И после с обещанием последующего
оформления документов бесследно исчезают.
При покупке импортного АМТС можно столкнуться с
такой ситуацией, когда зарубежный владелец или арендатор
автомобиля продаст транспортное средство и затем заявит в
правоохранительные органы об угоне с последующим получением
страховой компенсации. Автомобиль же за время, когда информация
о розыске поступит в территориальные органы внутренних дел
России, может не только пройти все необходимые процедуры
оформления, но и сменить несколько владельцев. Естественно,
какая-то часть случаев страхового мошенничества вскрывается и
виновный несет ответственность, автомобиль же исключается из
числа разыскиваемых. Однако подобные случаи в последнее время
стали встречаться намного реже.
Россия, один из самых емких рынков сбыта
похищенных за рубежом автомашин. Криминальным автобизнесом
занимаются в основном организованные преступные группировки,
имеющие широкие международные связи и связи с коррумпированными
чиновниками, налаженную систему легализации и сбыта, которые
заботятся о недоказуемости своих деяний. Когда же дело доходит
до обнаружения разыскиваемого автомобиля, страдают простые
покупатели, которых устроила приемлемая цена товара.
Необходимо отметить, что в последнее время
налаживается практика выдачи разыскиваемого транспорта
зарубежным владельцам через Генеральную прокуратуру РФ(сейчас
здесь лидирует Чехия). Поэтому гражданам, ставшим владельцами
иномарок, особенно недавно прибывших из-за рубежа, надо быть
готовыми к неприятностям и хотя бы знать, каких случаев стоит
остерегаться.
Коллектив Краснодарского филиала НЦБ Интерпола РФ
продолжит информировать Вас о новостях и тенденциях по линии
борьбы с преступлениями в сфере автотранспорта.
Приглашаем Вас к обсуждению этой темы на нашем
форуме. |